Упражнения для пальцев рук для детей

Время чтения: 9 минут Автор: Оксана Кузнецова 8468
Гимнастика для детских пальцев

На стопах, кистях и пальцах присутствует множество биологических зон, воздействие на которые приводит к активизации определенных процессов. Особенно важно это в раннем возрасте, так как пальчиковая гимнастика рук для детей улучшает моторику и положительно влияет на деятельность мозговых клеток.

Роль пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика используется в качестве оздоровительной профилактики, а в совокупности с точечным массажем нормализует нервно-гуморальные процессы и кровообращение.

Каждый палец воздействует на определенный орган:

  • большой палец – отвечает за активизацию легочной и мозговой деятельности;
  • средний – стимулирует работу печени;
  • мизинец – нормализует деятельность сердечной системы;
  • указательный – отвечает за состояние пищеварительной системы;
  • безымянный – активизирует мочеполовую и нервную деятельность.

От того, насколько полноценно будут задействованы кисти и пальцы малыша, зависит формирование мелкой моторики, взаимосвязанной с речевым развитием, так как мозговые зоны, ответственные за речь и движения, закольцованы между собой и развиваются параллельно.

Пальчиковая гимнастика может выполняться 3 способами:

  • взрослый человек делает все упражнения сам, а ребенок внимательно наблюдает за этим процессом;
  • малыш выполняет движения самостоятельно;
  • взрослый делает гимнастику вместе с ребенком.

Основной целью гимнастики является гармоничное формирование детей. Выполнение пальчиковых движений способствует:

  • навыкам концентрации внимания;
  • возбуждению речевого центра головного мозга;
  • нормализации эмоционального фона, умению повторять действия взрослых людей, осмысливанию слов и речи;
  • при выполнении упражнений с одновременным проговариванием коротких стихотворений совместно с малышом, его речь приобретает яркость, четкость и насыщенность;
  • усиливается контролирование собственных действий;
  • улучшается память и мышление;
  • пальчиковые упражнения способствуют развитию воображения и фантазии;
  • гимнастика развивает гибкость, подвижность и силу кистей, подготавливая их к письму.

Неврологи утверждают, что такие занятия следует начинать с ладони, слегка надавливая на центральную часть, а затем выполняя спиралевидные круги, плавно продвигаясь к тыльной стороне кисти. Все движения выполняются последовательно, медленно, но с небольшим нажимом, для усиления эффективности воздействия на рефлекторные точки.

Массаж детской ручки
В центральной части ладони расположена точка, отвечающая за рефлекторную зону тонкого кишечника

По мнению большинства специалистов, пальчиковая гимнастика чрезвычайно полезна и эффективна для детей любого возраста.

Алгоритм выполнения гимнастики у детей включает в себя:

  • ежедневное массирование пальчиков и кистей рук в течение 3 – 5 минут;
  • поглаживания и растирания ладошек, по направлению снизу вверх и наоборот;
  • растирание и разминание каждого пальца, сначала вдоль, а затем – поперек;
  • спиралевидные растирания пальцев;
  • начиная с 10– месячного возраста, упражнения следует усложнять, предлагая малышу катать между ладонями палочки и шарики разного диаметра;
  • положительное воздействие на моторику и мозговую деятельность оказывает лепка из пластилина или глины, а также отрывание небольших кусков бумаги;
  • одной рукой или обеими, перекладываются небольшие предметы, но при этом нужно внимательно следить за малышом;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или сразу двумя;
  • малышу можно предложить повторение движений, выполняемых папой или мамой.

Далее возможно включение пассивных упражнений, когда взрослый человек сам сгибает и разгибает пальцы малыша, проговаривая при этом ритмичные стихотворные фразы. Крайне важно, чтобы в комплексное занятие вовлекалась вся кисть и пальцы.

Гимнастика для детей от 6 месяцев до 1 года

Многие родители считают, что упражнения для пальчиков можно начинать не ранее, чем малышу исполнится 1 год. Это мнение в корне неправильно, ведь существуют специальные занятия с пальчиками, которые выполняются с шестимесячного возраста малыша.

Ребенок строит башню из кубиков
Предметы, которые используются в ходе игрового занятия с малышом, должны быть безопасными

Одним из таких упражнений является игра « Строительство домика для гномов». Занятие с ребенком должно проходить в непринужденной, доброжелательной обстановке. В ходе гимнастики взрослый человек подготавливает несколько брусочков, кубиков и других подручных материалов, которые будут помогать в игре и общении с детьми.

Сначала ребенку показывается цветной, яркий кубик, который кладется рядом с ним, а затем папа или мама вслух проговаривают историю или сказку, где присутствует соответствующая теме сюжетная линия. Далее взрослый начинает выставлять кубики, стараясь сосредоточить на этом процессе внимание малыша.

После нескольких занятий малыш будет самостоятельно повторять действия, производимые родителями и совсем неважно, как он это будет делать. Главное – это сконцентрировать его внимание и обязательно хвалить, так как эмоциональная составляющая крайне важна для детей.

Подобные пальчиковые занятия вызывают интерес у детей, а при выполнении игровых упражнений родителям следует особое внимание обращать на реакцию малыша. Если он не может самостоятельно выполнить действие, нужно обязательно ему помогать.

От 1 до 3 лет

Для детей в возрасте от 1 до 3 лет рекомендуется выполнение следующих упражнений для пальцев:

  • детям предлагается положить кисти рук на стол (ладонями вниз), после чего пальчики широко разводятся и сводятся вместе 5– 10 раз;
  • ладонь малыша сжимается в кулак, после чего ребро сжатого кулака упирается в стол и проделывается это же упражнение в обратном порядке;
  • пальцы рук должны соприкасаться друг с другом;
  • ребенок выполняет упражнение, при котором указательный и средний палец перемещаются по столу (бегают), сначала левой, а затем правой рукой. Далее аналогичное действие выполняется одновременно обеими кистями;
  • кисть сжимается в кулак, а затем мизинец и указательный палец выпрямляются, сначала поочередно (на правой и на левой руке), а затем обеими одновременно;
  • пальцы рук соединяются вместе (ладошками внутрь), после чего ладонь медленно раскрывается, образуя «домик», но подушечки пальцев не разъединяются.
Упражнение "Кошечка" для пальчиков
Упражнение для пальчиков «Кошечка»

В возрасте от 2 до 3 лет дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, особенно если она сопровождается присказками и короткими стишками.

От 3 до 5 лет

Пальчиковая гимнастика для детей от 3 до 5 лет базируется на развитии моторики. Этот период характеризуется бурной реакцией малыша на стихи и сказки, он начинает хлопать в ладони, пытается вырезать, лепить, клеить, собирать мозаику и играть в кубики.

Малыш учится владеть руками, играет в игры, соответствующие его возрасту, любит кидать мяч, а также закрывать и открывать крышки фломастеров и банок. Крайне важно в это время обеспечить возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений.

Гимнастика выполняется, опираясь на навыки малыша. Взрослый человек завязывает вместе с ним шнурки на обуви, застегивает пуговицы. Для того чтобы малыш лучше усвоил упражнение, необходимо проговаривать свои действия вслух.

Очень полезно играть в «Рыбака и рыбку». Для этого в небольшую емкость наливается теплая вода, в которую опускаются резиновые игрушки на магнитах, после чего ребенок их вылавливает удочкой. Это занятие развивает моторику, а кроме этого, пластмассовая удочка оказывает массажное воздействие на ладошку.

Для детей 5–7 лет

Для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика крайне необходима, так как стимулирует моторную и речевую зону мозга, что в свою очередь, ускоряет формирование речи.

Перед тем, как начать выполнение гимнастики, взрослые вместе с детьми рассматривают иллюстрации, знакомя детей с дальнейшими действиями, жестами, командами и комбинациями пальцев. Такой подход обеспечивает правильный эмоциональный настрой.

Упражнения выполняются кистями поочередно, вне зависимости от доминантной руки, и включают в себя следующие действия:

Можете также почитать:Стопы ребенкаЗарядка при плоскостопии у детей
  • сначала легкими поглаживающими движениями разогреваются ладони, до появления тепла, и только после этого следует приступать к гимнастике. Упражнения делаются в медленном темпе, с повторами не менее 5 раз для каждой кисти;
  • дети поочередно соединяют пальцы рук, «проговаривая» и «проигрывая» короткие стишки и потешки (по 3– 5 раз). При этом важно обратить внимание на координацию движений при составлении фигур и умение сохранять заданное положение при выполнении гимнастики;
  • упражнение «Слоник» – безымянный и указательный, мизинец и большой палец условно обозначают «ноги» слона. При выполнении этого упражнения средний палец нужно вытянуть наподобие хобота и медленно передвигаться «ногами» по столу;
  • «Петушок» – малышу предлагается сцепить ладони, после чего левая рука должна слегка нажать на тыльную сторону правой. При этом ладонь разгибается, напоминая «петушиный гребень»;
  • «Дорожка» – большой пальчик левой руки нужно положить на такой же палец правой руки, ногтем вниз так, чтобы получились 2 «ступеньки», после чего всеми пальцами (подушечками) поочередно имитируется ходьба по «дорожке»;
  • «Сороконожка» – пальцы малыша ставятся на край ровной поверхности (стола) после чего быстро перебирая пальчиками, руки перемещаются на противоположную сторону;
  • «Тесто» – при выполнении этого упражнения дети имитируют процесс вымешивания теста, что позволяет эффективно разработать кисти;
  • «Фонарики» – дети садятся напротив взрослого человека, после чего медленно сжимают кулак, выпрямляют ладонь, раздвигают пальцы, сжимая и разжимая их.
Пальчиковая игра "Улитка"
Пальчиковая игра «Улитка»

Упражнения для пальчиков подготавливают руку малыша к письму. В них участвуют все пальцы, что усиливает эффективность развития моторики. Это обусловлено последовательным чередованием движений (сжатие – расслабление – растяжение), что приводит к усилению тонуса кисти и пальцев. Существует множество специальных упражнений и чем больше умеет делать дошкольник, тем более развита у него речь и координация движений.

Для улучшения гибкости пальцев

Для того чтобы улучшить гибкость и ловкость суставов у детей, рекомендуется специальный гимнастический комплекс для кистей и пальцев рук, с включением легкого массажа:

  • перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо слегка помассировать кисти рук с использованием масел, после чего малышу предлагается сжать кулак и выполнить несколько вращательных движений в разные стороны (по 10 раз);
  • каждый пальчик соединяется попарно для того, чтобы сделать «щелчок» (по 5– 6 раз);
  • подушечки пальцев одной руки плотно прижимаются к другой. Далее кончиками пальцев выполняются круговые движения, начиная от указательного и большого с вовлечением остальных (7– 10 повторов);
  • кончики пальцев левой руки соединяются с правой рукой и слегка сжимаются в течение 5– 7 секунд (не менее 10 раз);
  • кисти медленно сжимаются в кулак и разжимаются не менее 7– 10 раз;
  • каждым пальцем выполняются вращения сначала в левую, а затем в правую сторону (по 5 раз).
Лепка пластилином
Для гибкости пальчиков у детей рекомендуется лепить

Для того чтобы упражнение для пальцев рук сделать максимально интересным для малыша, необходимо выполнять их в игровой форме, сопровождая каждое занятие звуками и стихами.

Общие правила выполнения гимнастики

Для того чтобы пальчиковая гимнастика доставляла детям удовольствие, следует придерживаться определенных условий ее проведения:

  • во время игрового занятия необходимо обязательно сесть напротив малыша так, чтобы лицо и глаза взрослого человека были на одном уровне с ребенком. При выполнении гимнастики вместе с детьми следует демонстрировать увлеченность игрой;
  • до начала активных тренировок следует предварительно разогреть ладошки малыша легкими поглаживающими движениями до появления тепла. Все действия выполняются медленно, с повторами не менее 5 раз (вначале правой, затем левой и обеими кистями одновременно);
  • в гимнастику должны вовлекаться все пальчики, при этом нужно внимательно следить за реакцией детей, что позволит избежать мышечного перенапряжения кистей рук. Все рекомендации произносятся доброжелательным и спокойным тоном, а при необходимости требуется индивидуальный подход к малышу, ни в коем случае нельзя заставлять детей делать то, что им не нравится.

Длительность ежедневного занятия не должна превышать 10 минут. После того, как дети освоили несколько упражнений, рекомендуется дополнять или заменять их другими. Однако необходимо учитывать, что нельзя ставить перед детьми одновременно несколько сложных задач, например, выполнять гимнастику и читать стихи. Такое требование обусловлено ограниченным объемом внимания у детей, а сложная задача может привести к нежеланию и полному отказу малыша от пальчиковой гимнастики.

Вначале упражнение выполняется медленно, отрабатывается одна рука, затем вторая и обе вместе. В ходе занятий необходимо внимательно следить за правильностью воспроизведения движений ребенком, удерживания положения кистей и переключение между упражнениями. При необходимости следует помочь малышу. Важно вовлечение в гимнастику мизинцев и безымянных пальчиков, так как они более слабые. Движения следует обязательно чередовать (сжатие – растяжение – расслабление).

Регулярное выполнение пальчиковой гимнастики, помимо улучшения моторики, речевой и мозговой деятельности, способствует разработке суставов. Каждому упражнению должна соответствовать своя картинка, для того, чтобы малыш сумел воссоздать зрительный образ. В первую очередь детям предлагается просмотр именно рисунка с названием упражнения и его дальнейшим воспроизведением.

Пальчиковая гимнастика – это не только яркое развлечение для малыша, но и достаточно хорошее подспорье для родителей, так как позволяет улучшить двигательную координацию малыша, память и концентрацию внимания. Конкретные результаты после выполнения пальчиковых упражнений заметны уже через 2– 3 недели регулярных занятий с детьми.

Видео по теме:

  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
Оксана Кузнецова

Врач ревматолог, терапевт. Опыт работы по специальности терапевта 4 года, ревматолога 5 лет.

Добавить комментарий